Страница Небесные Антикомедии

Демон и Гойа.

             

              Представьте себе, что вы в Мадриде.  Город сказочный:  улицы, площади, парки, здания – всё прекрасно и празднично.  Вас окружают красивые улыбчивые люди, погода изумительная, и вы просто гуляете, разглядывая всё вокруг.  Вот вы подошли к музею “Prada”, перед которым стоит скульптура величайшего испанского живописца Франсиско Гойи, и решаете зайти полюбоваться на его картины, на его капричос.  Вы покупаете билеты, проходите в выставочные залы и вместе со всеми присутствующими медленно переходите от одной картины или офорта к другой.  Вы наслаждаетесь тишиной и покоем, вы упиваетесь созерцанием шедевров, как вдруг краем глаза замечаете, что в зал входит довольно странно одетый гражданин, похожий на одного из персонажей, нарисованных великим Гойей.   По его внешнему виду никак нельзя определить, каков его возраст.   Он может казаться то молодым, то старым, то дряхлым, то полным сил и здоровья, Смотря как на него посмотреть.  С его появлением свет гаснет, все, и вы в том числе, замирают на своих местах, становясь немыми свидетелями происходящего, а странный гражданин начинает говорить, ритмично, как будто танцуя, кружась по залу и периодически останавливаясь, чтобы получше разглядеть какую-нибудь картину:

- Ну, здравствуй Гойа, Франсиско, вот я и пришёл.
Не ждал?  Давненько не видались.
Что не узнал меня?  А здесь?  А так я повернусь?
Неужто так я постарел?
Всего лет двести как с тобою мы встречались.
Не вспомнишь (коротко смеётся)
Так вот же я... на всех твоих картинках.
Меня всегда хотел изобразить,
Меня всегда хотел ты уничтожить.
И что же?
Я здесь, я вечен, я всесилен,
Каким я был, таким же и остался
Но где же ты?  Куда же ты девался?
Да от тебя песчинки не осталось.
Но почему так сердце моё сжалось?
Виной тому, видать, твои деяния,
Картиночки, офорточки, капричос,
Развешены по стенам
Мне что ли в назиданье?
И ими ты меня хотел унизить?
А может всё не так?
Хотел меня ты возвеличить.
Ведь что ты мог то без меня?
Ведь это я тебя кормил
Любовью, страхом,
Жизнью, смертью
И желаньем быть свободным.
Всё от меня тебе, за что же ты меня
Всегда изображал уродом?
Зачем со мною спорил, не сдавался,
Открещивался от меня,
Встречая, матерно ругался.
Я помню, как ты жить хотел
Я помню, как хотел любить.
Какую для тебя нашёл я герцогиню
Тебе, мужлан, я подарил богиню!
Она перед тобой сняла свои одежды
Я думал, ты поймёшь, придёшь ко мне
А ты разрушил все мои надежды
Не-е-ет, брат, каким ты жил,
Таким ты и ушёл – невеждой.
Зачем ты начал рисовать свои карикатуры?
Писал бы королевскую семью и грандов
Так нет, ты тратил на меня свои таланты.
Порокам общества искал во мне причину?
Неужто думал, нарисуешь, я и сгину? (смеётся)
Я стар, мне тыща лет
Я видел всё и всех
И вот тебя давно как нет --
А я всё также порождаю грех.
Но почему я здесь?
Спроси, и я отвечу 
Один раз я скажу всю правду.
Ведь что меня всё время гложет,
Так это то, что я никто,
А ты всё можешь!
И вот стою сейчас я пред тобой
Ты мёртвый, я всегда живой,
Но ты останешься в сердцах и душах,
А я исчезну без следа,
Твой свет меня когда-нибудь задушит.
И чтобы я тебе не говорил
Ты жив – ты жил
И будешь жить вовек
А демон пред тобою на коленях,
Человек.

              Демон опускается на колени и склоняет голову, и в зал входит Гойа.  Он подходит к демону, кивает головой, как бы говоря, что ему жаль своего вечного врага, поднимает его и уводит.  Включается свет, и все посетители, и вы в том числе, продолжаете медленный обход зала, останавливаясь то у одной, то у другой картины или офорта.

AbZ

Mequon, WI                                      12/30/10

 

Copyright@2011, Oleg Gritsevskiy
При полной или частичной перепечатке,
согласие автора обязательно.